Сказочное животное, символизирующее господство над двумя сферами бытия: землей (посредством своего туловища — львиного) и воздухом (посредством своих головы и крыльев — орлиных).
«Крылатыми чудовищами» называет грифов Геродот, повествуя об их постоянной войне с Аримаспами; почти столь же неопределенно говорит о них Плиний, упоминая о длинных ушах и изогнутом клюве этих «легендарных птиц».
Пожалуй, самое подробное описание найдем у предполагаемого сэра Джона Мандевиля в главе 85 его знаменитых «Путешествий»: «Из этой страны (Турции) совершают путешествия в Бактрию, где живет злобный и коварный народ, и в том краю есть деревья, дающие шерсть, как если бы они были овцами, и из нее делают ткани. Есть в этом краю «ипотаны» (гиппопотамы), которые живут то на суше, то в воде, они наполовину люди, наполовину лошади и питаются только человечиной, когда удается ее раздобыть. Еще водится в том краю множество грифов, больше, чем в других местах; одни говорят, что у них перед туловища орлиный, а зад львиный, и это верно, они и впрямь так устроены; однако туловище грифа больше восьми львов, вместе взятых, и он сильнее сотни орлов. Гриф, разумеется, может поднять и унести в свое гнездо лошадь с всадником или пару волов, когда их в одной упряжи выводят в поле, так как когти на его лапах огромные, с туловище вола, из когтей этих изготовляют чаши для питья, а из его ребер — луки».
Грифон — огромное существо, возможно восемь футов длиной от груди до крестец, не считая четырехфутового львиного хвоста с черной меховой кисточкой на конце. Рост грифона достигает до трех с половиной футов в плечах. Грифон имеет хищную голову, похожую на голову ястреба или орла с большим крючковатым клювом и большими глазами. Но на отличие от птицы указывают оперенные уши на верхней части головы и глаза с тяжелыми веками. Его ужасный клюв кажется очень гибким и подвижным в том месте, где соединяется с головой, позволяя грифону иметь мимику.
Его передние ноги похожи на ноги хищной птицы с огромными когтями, но в отличие от птичьих, имеющих мощную костную структуру. Говорят, что коготь грифона был размером с коровий рог. Его большие крылья имеют размах до двадцати футов. Толстые перья, покрывающие половину внешней стороны его тела, уступают место гладкому меху в середине. Задняя часть грифона является львиной. Грифон окрашен почти всеми цветами земли, от насыщенного красно-коричневого на перьях до светло-коричневого окраса меха на львиной части тела, глаза его цвета темного янтаря. Золотые чешуйки его передних ног и теплый оранжево-желтый цвет основания клюва.
Типологические предпосылки этого символа можно обнаружить на Древнем Востоке, например в ассирийских, сочетающих несколько видовых животных признаков существах, называемых карубу, откуда произошло еврейское херуб (херувим, один из чинов ангельских в христианстве). Частое изображение грифоновидных существ в персидском искусстве создало предпосылки для утверждения их в глазах иудеев как символа Древней Персии.
В Греции грифоны символизировали уверенность в своих силах, но при этом бдительное, проницательное могущество. Грифон фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон, а также в качестве стража золота гипербореев на далеком Севере. Грифон указывается в качестве воплощения богини мести Немесиды, вращающим колесо судьбы. В одной из легенд грифон символизирует высокомерие (лат. superbia), поскольку Александр Великий пытался-де преодолеть границы небес на летящем грифоне.
В средние века символика грифа противоречива. В одном итальянском бестиарии сказано, что он означает демона; обычно же он — эмблема Христа, так и трактует его Исидор Севильский в своих «Этимологиях»: «Христос есть лев, ибо он царит и обладает могуществом; он орел, ибо после воскресения возносится на небо». В XXIX песне «Чистилища» Данте грезится триумфальная колесница, запряженная грифом; орлиная его часть золотая, львиная — белая с алым, дабы, согласно комментаторам, обозначить человеческую природу Христа [Стихи эти напоминают описание Жениха в «Песне Песней» (5:10-II): «Возлюбленный мой бел и румян… голова его — чистое золото»]. (Белое, смешанное с красным, дает цвет плоти.) Другие полагают, что Данте тут хотел представить символ папы, который одновременно священнослужитель и царь. Дидро в своей «Христианской иконографии» пишет: «Папа, как понтифик или орел, возносится к престолу Господа, дабы получать его приказания, и, как лев или царь, шествует по земле могущественно и властно».
Представляемый первоначально в качестве дьявола — похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом обеих природ (божественной и человеческой) Христа, именно вследствие владычества его на земле и на небе. Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную трактовку. Поэтому грифон также считается победителем змея и василиска, воплощающих демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается с грифонами.
В различных ремесленных поделках (текстильные изделия, золотокузнечество и др.) изображения грифонов весьма популярны. То же и в геральдике, в которой Бёклер (1688) расшифровывает грифона так: «Грифоны изображаются с туловищем льва, головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение ума и силы». Чаще всего знак грифона на своих гербах использовали благородные семейства. Самым примечательным в этом смысле является грифон на гербе Английского королевского семейства.
Отредактировано 0n1zuka (2008-04-15 22:04:51)